База клиентов: что это такое, и как её собрать

Клиентская база —мощный инструмент для развития компании и способ увеличения продаж. Но эффективность такого инструмента напрямую зависит от того, умеете ли вы с ним работать. Собирать номера клиентов даже с дополнительной информацией — путь в никуда, если нет дальнейшей работы с данными. 

ЧТО ТАКОЕ БАЗА КЛИЕНТОВ

Клиентская база представляет собой упорядоченную систему данных с контактной информацией. База клиентов — это хроника событий и подробная история взаимоотношений с клиентом. Она помогает работать адресно с каждым контактом.

Дело даже не в повторных покупках постоянных клиентов (а это, как правило, главный источник прибыли для компаний), а в общем системном индивидуальном подходе.  

Чем так важна клиентская база

База клиентов и грамотная работа с ней дают конкурентные преимущества для компании:

• Качество собранной информации влияет на качество обслуживания. Имея подробную информацию о вашем покупателе вы можете создавать персонализированные предложения, такие как праздничный промокод или скидка ко дню рождения
• Довольные клиенты могут советовать ваши услуги своим знакомым
• На основе базы можно провести сегментирование клиентов
• Любые маркетинговые акции проще организовать, если вы знаете, какие каналы связи предпочитают разные группы клиентов
• Благодаря клиентской базе можно отслеживать путь по воронке продаж или напомнить о себе давно забытым клиентам. Как известно, гораздо выгоднее работать с регулярными покупателями, а не бросать все ресурсы на привлечение новых клиентов.
• В базе собрана разная информация о потребителях, а это значит, что вы можете делать прогнозы и оценивать перспективы развития.

Какие бывают клиентские базы
В зависимости от того, как компания ведёт клиентскую базу, накапливает и анализирует информацию, выделяются несколько типов баз.

Потенциальная клиентская база — здесь находятся контакты, которые ещё не стали покупателями, но с ними можно и нужно работать.

База постоянных клиентов — сюда, как правило, относят тех, кто уже купил более трёх раз, а значит, нужно отслеживать обратную связь, замечать закономерности при совершении покупки.

Ключевые клиенты — эта категория включает VIP-клиентов которые с компанией уже давно.

Как создать клиентскую базу с нуля
Существует много способов, начиная с сарафанного радио и отраслевых выставок до digital-инструментов, которые значительно расширили возможности маркетологов.

1. Лид-магнит —известный и эффективный способ получить данные клиента. Скидка, подарок, возможность получить важную информацию — работает любая ценность для клиента.
2. Присутствие на всех популярных интернет-площадках и регулярный качественный контент привлекут потенциальную аудиторию, а простые конкурсы с репостами или отметками друзей помогут увеличить охваты и дадут возможность расширить клиентскую базу
3. Профильные мероприятия, такие как выставки, конференции, ярмарки тоже дают очень хороший эффект.
4. Готовые базы — сразу нет. Покупка такого сомнительного продукта не даст приток новых клиентов, а приведёт только к лишним тратам.
5. Холодные звонки — самый сложный способов с самой низкой конверсией.

Что ещё важно? Для создания качественной базы нужно точно знать, кто ваш целевой клиент. То есть анализ целевой аудитории должен быть максимально подробным и точным.